МБДОУ ДС № 1 «Красная Шапочка» г. Котельниково Волгоградской области

Доступная среда.

 В МБДОУ ДС № 1"Красная Шапочка"  в настоящее время посещает 1 ребенок- инвалид, детей с ОВЗ  - нет. Ребенок- инвалид имеет незначительные отклонения, обучается  с остальными детьми на общих основаниях, адаптированная программа не требуется.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.  При необходимости будет разработана адаптированная программа.

В организации дублируется информация  для инвалидов  по зрению.

Сотрудники организации оказывают помощь,по сопровождению инвалидов в помещениях организации социальной сферы и на прилегающей территории . Сотрудники прошли необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации социальной сферы и на прилегающей территории.

Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам

Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); 

• специальных методов обучения и воспитания;

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются Адаптированной программой.

Дети – инвалиды получают образование в общеобразовательных группах в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Создание адаптированной образовательной среды.

Для повышения эффективности реализации инклюзивных и интегративных образовательных процессов необходимо создание в образовательном учреждении такой адаптивной среды, которая актуализировала бы возможности ребенка. При этом создаваемые условия должны соответствовать особым образовательным потребностями детей с ОВЗ. А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития, нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации детей с ограниченными возможностями в ходе обучения, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений и здоровья.

Адаптивная образовательная среда предполагает:

· доступность групп, других помещений ДОУ (создание безбарьерной среды);

· технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии);

· коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации;

· помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Рекомендации по созданию доступной образовательной среды в дошкольной организации.

Одним из критериев инклюзивной среды является принцип доступности, который был провозглашен в резолюции 52/82 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1997 г. Доступность – это не забота об отдельной социальной группе, а важнейшая предпосылка для улучшения положения всех. Доступ – это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, перемещаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией.

Критерии универсальности доступа должны учитывать:

* социальный контекст;

* конкретную ситуацию, в которой может находиться любой человек;

* возрастные и культурные факторы;

* результаты анализа взаимодействия между человеком и средой.

В МБДОУ ДС №1 "Красная Шапочка функционирует психолого-медико – педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения. 

Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.

Цель  ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

* выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

* выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

* подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;

* выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

* анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

* формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

Детский сад имеет следующее условия:

- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку;

- территория вокруг здания ДОУ заасфальтирована, преград и перепада высот на пути следования не имеется;

- вход  в здание не  оборудован звонком вызова персонала для сопровождения людей с ограниченными возможностями;

- имеется вывеска с названием организации, графиком работы на контрастном желтом фоне со шрифтом Брайля;

-  мнемосхема с планом размещения помещений внутри здания- отсутствует;

- знаки движения на фотолюминесцентной основе и на контрастном желтом и зеленом  фоне- отсутствуют;

- обеспечено сопровождение инвалидов;

- автостоянки для инвалидов – отсутствует;

- спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) – отсутствуют;

- сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют;

- ширина дверных проемов не везде  обеспечивают беспрепятственно движение кресла - коляски внутри здания. Конструктивные особенности здания ДОУ не предусматривают наличие подъемников.

В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ -https://18397.maam.ru/

- консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада  mdou.ds.1@ mail.ru

- телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья


В МБДОУ ДС № 1 "Красная Шапочка"  разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ ДС МБДОУ ДС № 1 "Красная Шапочка" создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Сотрудники МБДОУ ДС № 1 "Красная Шапочка" прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".

Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности,

позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими


Педагоги ДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

  Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями  в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, детское развивающее оборудование, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сенсорное оборудование.

В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей, а также развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Содержание образовательной деятельности  для детей инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ включает в себя три основных компонента:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами ДОУ: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, метод моделирования, деятельностный подход, сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники, здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, разминка для пальцев, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, психогимнастика, музыкотерапия, пальцевый массаж

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ)(ссылка на

-  Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

• специальных методов обучения и воспитания;

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Сведения о наличии оборудованных учебных помещений приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеются следующие помещения:

6 возрастных групп (групповая комната, раздевалка, умывальная, туалет, моечная).

Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.

Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:

Музыкальный зал (физкультурный),  стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий. В данном помещении устанавливается по необходимости мультимедийное оборудование; физкультурный зал обеспечен необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются мячи разных размеров, обручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д.

Методический кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал к педагогическому процессу и документацию, установлено мультимедийное оборудование.

Сведения о наличии библиотек

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.

Медицинский блок  (медицинский кабинет-изолятор, процедурный кабинет) оснащен необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями: в медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации; в изоляторе - одно койко-место, детский стульчик; в процедурном кабинете - холодильник для хранения вакцины, шкаф для медикаментов, 2 процедурных стола, кварцевая лампа. 

Условия питания  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для организации питания (хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий) функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый: технологическим оборудованием; холодильным оборудованием; моечным оборудованием; инвентарём, посудой, тарой.

Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы буфетные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь;  Организация питания осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и примерным 10-дневным меню для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет, разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения. На каждое блюдо для примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты.

Воспитанники получают четырех разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник в соответствии с режимом дня Учреждения.

Условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Между МБДОУ ДС № 1  и ГБУЗ «Котельниковская центральная районная больница» заключен бессрочный договор от 25.07.2015г. о совместной деятельности по осуществлению медицинского обслуживания участников образовательного процесса (профилактические, лечебные и санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на улучшение здоровья воспитанников).

Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, контролирует санитарное состояние помещений ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.

Обеспечение безопасности образовательной организации достигается осуществлением охраны здания и территории ДОУ в дневное и ночное время с системы видеонаблюдения в режиме on-line.

В организации установлена система АПС  и оповещения людей о пожаре - ПАК "Стрелец-мониторинг", разработаны и размещены планы эвакуации. Здание  оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду  имеются в наличии специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:

аудио-видео техника -: 3 компьютера,4 ноутбука, 3 принтера, сканер,  ксерокс,  цифровой фотоаппарат, мультимедийный экран- 2шт., мультимедийный проектор- 2 шт., выход в Интернет, в каждой группе телевизоры и DVD, 2 музыкальных центра и другие средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией.

Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В целях информационного обеспечения образовательного процесса в ДОУ обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту.  В  группах, в музыкальном  зале, методическом кабинете имеется мультимедийное оборудование с методическим обеспечением.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. 

Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. 

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.

Общежитий и интерната МБДОУ ДС №1 "Красная Шапочка" не имеет.


10 февраля 2021 в 11:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.